/ менеджмент в образовании

Медийный факультет как соцсеть

Это далеко не научная статья, это развернутое обоснование идеи, которая более-менее легко может быть реализована практически на любом факультете, связанном с медиа. Собственно, моя практика как преподавателя в течение последних примерно полутора лет как раз так или иначе сводится к её реализации в том или ином виде, потому что, по моему убеждению, это не то, чтобы какое-то будущее, это реальная потребность настоящего момента.

Что даёт факультет?

Смешной вопрос, возмутитесь и ответите вы. Конечно, образование! Дальше много слов о том, какое оно востребованное, актуальное и современное. В разных вузах, на разных факультетах с этим, конечно, обстоит по-разному, копьев здесь сломано много, но далеко не только образование.

Как я слышал от некоторых моих бывших замечательных студентов, факультет и университет в целом, дают связи. В хорошем смысле этого слова — с будущими коллегами, с большим количеством разных других интересных людей.

Yannis Papanastasopoulos

Традиционно эти связи создаются исключительно неформально — просто по дружбе. И если человек достаточно коммуникабелен, то проблем с ними у него не возникает. Если нет, то он вполне может пройти через 4 года обучения более-менее индивидуально.

Сейчас появляются различные практики наставничества, кураторства, когда студенты старших курсов помогают (предполагается) вливаться в учёбу, во внеучебные дела младшим коллегам.

Но что знают сами студенты про творческие, профессиональные навыки своих однокурсников, а тем более, студентов с других курсов? Нет, конечно, если они очень активные, легко заводят новых друзей и вообще интересуются тем, что происходит на факультете, возможно, знают и много. Но это далеко не всегда так, и не все и не всегда афишируют то, что они, действительно, умеют. А ведь, возможно, кто-то из однокурсников прекрасно рисует, кто-то программирует, кто-то способен придумывать крутые креативные идеи.

И также весьма вероятно, что все эти навыки далеко не всегда можно проявить в рамках учебных курсов. Как мы узнаем, что они есть, и как мы можем тогда их использовать в обучении?

Собственно, к чему я? Знают ли сами студенты, что с ними на одном курсе, на одном факультете, возможно, учатся замечательные, творческие люди? Не в общем смысле, так-то, конечно, да, а конкретно — что они умеют то и другое, делать такие-то и такие-то вещи, реализовывать определенные проекты. Да, есть торжественные дни подведения итогов практики, есть учебные газеты, но, мне кажется, этого недостаточно. Это немного неочевидные и по идее необязательные знания.

Метки, бэджи, тэги — всё это

Paul Bergmeir

Как сейчас структурируют материалы в медиа? Рубрики вроде в прошлом. Кроме них давно уже есть тэги, разные врезки, ассоциативные (не всем очевидные, ага :)) связи внутри материалов. Не только на информационных сайтах, но на любых контентных проектах. Такая же разветвленная навигация существует на разного рода сервисах — видео, музыкальных и прочих.

Как сегодня распределяются учебные группы? Основное распределение идёт, конечно, по выбранным профилям обучения — но это, как правило, касается того, чему студент обучается и чем пока что, скорее всего, не владеет. Всё больше вузов предлагают затем студентам выбирать какие-то модули и отдельные курсы по своему усмотрению, стараясь адаптироваться под их индивидуальные запросы.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию на более практичном, бытовом уровне — реальные потребности появляются, как правило, именно здесь (собственно, так и пришла мне эта идея).

По одному из учебных курсов группа студентов делает контентный проект. Это означает, что нужен целый набор людей с разными навыками — от дизайнерских до технических, через фотографов к креативщикам. Это не нечто универсальное, чем может и, наверное, должен обладать каждый. Где и как мы найдём таких людей в группе, на курсе, на факультете?

Да, конечно, решают горизонтальные связи и осведомленность всех обо всём, чем кто-либо владеет и что и кто умеет. Также решают запросы в соцсетях и оперативное реагирование на них, действительно, нужных нам людей. Иногда это работает.

Но почему бы изначально, чуть ли не в самом начале обучения на факультете, не позволять студентам распределяться по таким, казалось бы, очевидным направлениям по уже имеющимся навыкам? Причем безотносительно курса и возраста. Подобный подход в виде очень сложной и разветвленной структуры компетенций реализован в системе «Метаверситет», но (возможно, субъективно) пока она мне кажется не очень наглядной и сложной для самих студентов. Если сделать ее более простой, наглядной, юзер-френдли с бэджиками или тематическими группами по навыкам, она бы могла «взлететь» и быть полезной и самим студентам: «Я фотограф», «Я дизайнер», «Я программист», «Я админ».

Конечно, в процессе работы над проектами, может оказаться, что фотограф не совсем фотограф, и программист еще совсем в начале своего кодерского пути, но, по крайней мере, мы будем видеть мотивированного на конкретное направление человека.

Как это вообще сделать?

Patrik Göthe

Вариантов реализации может быть множество. Мне по роду профессиональных интересов кажется наиболее понятной и очевидной структура внутренней соцсети или использование для этого вузовской корпоративной информационной системы.

Последние развиваются сейчас достаточно активно. Хотя, по сути, чисто технически — здесь проблемы нет никакой. Уже есть и давно множество инструментов для организации командной работы с делением на проектные группы и с соответствующими средствами коммуникации. Вопрос скорее организационный и с недавних пор юридический — хранения и обработки персональных данных и всего, что с этим связано. Но на корпоративном университетском и даже факультетском уровне это всё должно быть решаемо без больших проблем. Главное — заинтересованность.

Как может на практике выглядеть такая система? Об этом, правда, в другом контексте и в рассказе о другой своей идее я писал уже раньше.

Факультетское (впрочем, возможно, и шире) информационное пространство может по структуре напоминать привычные соцсети — с профилями студентов, с тематическим и формальным делением на группы. Иными словами, при подключении к ней или в процессе учебы студент может включаться в различные профильные группы — те самые дизайнеры, фотографы, разработчики.

Далее при работе над проектами каждая редакция отчётливо видит, где, как и кого она может подключить для своих целей и задач. Там же, условно, на стене профиля может быть размещено что-то вроде учебного портфолио автора. Всё это очевидные и привычные по фрилансерским биржам функции.

Более того, теоретически создание таких тематических групп может дать толчок для самообразования и самообучения внутри них по принципу форумов. Когда столкнувшийся с насущной проблемой студент формулирует её в виде конкретного запроса в среде пользователей со схожими навыками и интересами.

И снова о связях

Один цикл обучения в рамках такой системы мог бы сформировать чёткое понимание того, кто учится на факультете, с какими навыками, и как они были реализованы в разных проектах. Про удобство создания проектных пространств в такой среде я даже не пишу, это совершенно очевидно.

В итоге практически каждый хотя бы немного включенный в эту информационную среду студент будет иметь представление, к кому и зачем он может обратиться сейчас или уже потом, после окончания вуза. Это же знают и преподаватели.

Впрочем, для преподавателей такая матрица групп-навыков была бы не менее полезна. Об этом как раз была моя предыдущая идея, вопреки практике ее реализации, она всё-таки до сих пор жива.

Фото заставки Sanwal Deen