Почему важны веб-сайты, или highway to hell всех этих фейсбуков

Случай с немцами

Месяц назад нужно было связаться с несколькими немецкими студентами в соцсетях, чтобы запросить у них фотографии хорошего качества для нашего совместного проекта на экологическую тематику. Конечно, пошёл не во «ВКонтакте», но вроде бы в популярный международный Facebook, не в Linkedin, а именно в массовую международную сеть. Нашёл только одного, и тот не ответил :) В ответ на моё недоумение коллега возразила, что, по словам немецких преподавателей, в Германии вообще не очень любят Facebook и предпочитают им не пользоваться. Ибо Сноуден, слежка и всё вот это.

Логично, что при этом Германия, наверное, один из наиболее важных центров развития различных открытых, децентрализованных социалок вроде Friendica, Diaspora и проч. Уже вижу ваше недоумение при виде этих названий. Ведь, казалось бы, зачем всё это, когда есть Facebook? См. первый абзац.

Контакты во «ВКонтакте»

Не будем лезть в политику, не будем писать, какие дела и на основании чего возбуждают на основании постов преимущественно только во «ВКонтакте», лайков, репостов и другой пользовательской активности.

Достаточно вспомнить популярное промо сервиса FindFace, который позволяет найти профиль человека во «ВКонтакте», просто наведя на него камеру смартфона. Можно максимально незаметно. «Медуза» как-то писала, что с разработчиками приложения также работали московские власти для того, чтобы распознавать лица людей на городских улицах - например, для поиска преступников.

meduza

Сразу же после обнародования этой истории немцы, наверное, больше никогда бы не зашли во «ВКонтакте». Потому что приватность — это всё более значимая привилегия для современого человека.

Выбор как выборы

Когда появлялись первые карманные компьютеры, а затем смартфоны я, привыкший к тому, что любое устройство — это, прежде всего, железо, а всё, что сверху, можно легко менять на своё усмотрение, был в недоумении. Почему производитель решает за меня, какими программами я должен пользоваться? Почему для этого нужно рутовать устройство, почему такая возможность не предусмотрена по умолчанию, ведь это моё право выбора?! Мне же оставили возможность лишь выбирать между парой-тройкой популярных операционных систем и только при покупке самого устройства.


Photo by Josue Valencia / Unsplash

Остатки этого права выбора мы ещё можем наблюдать в нашем сетевом поведении. Благодаря наличию универсальных технических стандартов, мы можем легко экспортировать посты с одной блоговой площадки на другую. То же сделать с подписками на обновления в RSS-сервисах, пока ещё с файлами в облачных хранилищах.

Но окей, Гугл, как перенести контент и всё, что вокруг него из Telegram в другой мессенджер? Или нет, the same shit с постами Facebook или из нового редактора страниц «ВКонтакте»? Ведь это сейчас так модно! «Сайты не нужны! — говорят они, — аудитория туда не ходит». Выбора нет, выхода нет, кандидатов в площадки под размещение контента — две-три, как на выборах.

Easy Rider

Представьте, ночь, вы жмёте на педаль, под капотом табун лошадей, дорога пока видна свете фар, но не дальше. Вам кайфово — машина легко отзывается на лёгкое нажатие на газ и прекрасно управляется.

Проблема в одном — вы не знаете, куда ведёт эта дорога, где она заканчивается. Возможно, за поворотом, возможно, через 100 километров. Вы не знаете, сколько у вас топлива, и на какой запас пути его хватит. Самое смешное, что вы об этом даже не задумываетесь. Вам прикольно, вы топите.

A foggy background over a motorway near the Bindlacher Berg Airport in Germany
Photo by Markus Spiske / Unsplash

Вам подарили супер-современное транспортное средство, но ни о чём другом вы не задумываетесь. Ведь круто, что оно современное, бесплатное (ааа!), в нём можно и так, и эдак, и ещё вот такие выкрутасы.

До поры до времени, потому что эта дорога, возможно, заканчивается бетонной стеной, но вы об этом не знаете, вы беспечный ездок.

ГостелеГугл

Наша аудитория любит социалки, не ходит на сайты. Мы не будем делать сайты, ведь социалки такие мощные, там бесплатно, просто, быстро, можно и так, и эдак, и вот такие трюки. Они кажутся совершенными (когда бесплатно, вообще чудо!). Мы будем выгружать свой контент туда, оптом. Именно так, оптом, там разберутся, каким пользователям и как это показывать. Они умнее, и нам проще. У них таких миллионы, медиаферм для медиадзенов.


Photo by Bank Phrom / Unsplash

— Окей, Гугл, расскажи мне актуальные новости!

И Гугл за секунду разобрал гигабайты того, что написал медиапролетариат. Удобно, современно, и просто. Как телек полвека назад! Включил первую кнопку, и всё узнал. Не то, что сейчас 150 кабельных каналов.

А ещё, с одним Гуглом проще договориться, чтобы вы утром чего-то не узнали.

Но мы топим дальше на чужих площадках, они современные и функциональные. И аудитория любит их.

Никто этого не делает, так как мир никогда не будет прежним

Когда несколько лет назад я начал убирать за своей собакой на улице, это в моём районе делал только один молодой человек. Я посмотрел на него и на то, как ведут себя собаководы в Чехии.

Сегодня в моём районе за собаками убирает примерно половина собаководов. И те, кто этого не делают, как минимум, видят, что существует иная модель поведения. Несколько лет назад мне говорили, что собачники в моём районе так не делают, и это не исправить. Почему они так решили?

В популярных американских книжках про бизнес любят громкие заявления о том, что «теперь всё иначе, мир другой, и он никогда не будет прежним, потому что люди ведут себя так». При этом через какое-то количество времени люди будут вести себя и так, и эдак, и делать различные трюки, которые не снились автору, но несколько лет назад ему казалось, что он уловил тренд, и мир изменился окончательно.

Важное «так себе решение»

Месяц назад я решил сменить Twitter на Mastodon. Так себе «жизненное» решение, потому что ни в одном, ни в другом ничего важного не было и нет, а для неважного — оно и без разницы. Русскоязычное сообщество на Mastodon крайне мало, потому что и площадка-то некоммерческая, децентрализованная и только развивающаяся. Зато если мне что не понравится на текущем сервере, я могу легко скинуть свои данные в другой через экспорт. Или вообще поставить Mastodon у себя — для себя и друзей, технически — в любой точке света. Потому что мне оставили выбор, который я могу сделать.

A group of people protesting and demonstrating in Washington
Photo by Jerry Kiesewetter / Unsplash

Если меня не устраивает то, как популярные соцсети ведут себя с моими данными, я иду в непопулярные, но в те, которым доверяю. Потому что это важно для меня, как для немецких студентов. И уже там формируется своё сообщество людей, котрые видят кириллицу и не уходят с площадки сразу же после регистрации на ней. Так всегда начинается что-то новое.

Возможно, про него не скажут, что «все пользователи там», потому что это не очень выгодно трём каналам ГостелеГугла. И про подобные площадки не будут говорить, что люди с них не выходят, «люди это не любят». Потому что их разработчики помнят, что сеть — это не три кнопки, это децентрализация, это миллиарды сайтов, доменов, серверов для обмена сообщениями, данными. Охватить, проконтролировать, заблокировать, показать их пользователям релевантную рекламу (если они сами на это не согласились) в десятки раз сложнее, если вообще возможно. Потому что это выбор, а не кем-то нарисованная как закон вселенной неизбежность.