/ мессенджеры

Итак, Slack!

Небольшая предыстория вопроса: для тех, кто пришел сюда впервые, я уже писал здесь раньше, что как преподаватель в нескольких вузах Екатеринбурга использую мессенджеры на занятиях со студентами как инструмент для «доставки» на их смартфоны различного контента — ссылок, графиков, различных иллюстраций и т.д , а также оповещений, напоминаний о различных важных событиях, наконец, как инструмент обратной связи. Иными словами, как почти полноценную образовательную среду.

Сначала это были каналы Telegram, которые, несмотря на мощность самой платформы, были впоследствии заменены южно-корейским мессенджером KakaoTalk. Вариант, несмотря на свою неочевидность для России, подошел мне, прежде всего, из-за легкости объединения незнакомых пользователей (которые отсутствуют в моем контакт-листе смартфона) в один паблик-чат.

Сейчас с началом нового учебного года на Kakao у меня уже три группы студентов. Есть, однако, ряд ограничений / неудобств и в этой платформе, которые заставляют меня продолжать свой творческий поиск. Какие это ограничения?

1. Специфичность приложения

KakaoTalk, как я уже писал выше, южно-корейское приложение, причем культовое именно там. Со всеми вытекающими. Иными словами, если вы, например, посмотрите на сообщества его пользователей, то это, прежде всего, очень юная аудитория любителей аниме, корейских сериалов и т.д. С одной стороны, это создает некую забавность его использованию (его стикеры — это, например, отдельная тема), с другой, способно вызвать и противоположную реакцию.

2. Отсутствие личных сообщений участникам паблик-чата (открытого чата)

Вот как выглядит окно каждого отдельного участника

Соответственно, я не могу написать ему лично, как, например, подписчику канала в Telegram. Аналогично — не могу упомянуть именно его в общем чате. Это неудобно для преподавателя. Например, я не могу отправить сообщение с результатами выполнения им конкретного задания, не могу ответить на его личные вопросы и т.д., все только в общем чате.

3. Отсутствие поддержки Windows Phone

Да, открытые чаты KakaoTalk не поддерживаются смартфонами на Windows Phone. Можно сказать, что это не так важно, так как платформа не самая популярная, но, как показала практика, в каждой аудитории найдется пара-тройка таких устройств.

4. Ограниченный срок хранения выложенных файлов

Файлы, отправленные в открытый чат KakaoTalk, имеют ограниченный срок хранения и недоступны извне чата по внешней ссылке.

То есть, если студент, например, захочет обратиться к этому файлу для повторения пройденного материала в течение семестра, он это сделать не сможет.

Есть и ряд менее важных лично для меня, но, возможно, важных для других преподавателей моментов: невозможность удалить сообщения, в т.ч. изображения, как следствие, вероятность замусоривания чата. В общем, я продолжил искать. В поисках вышел на так называемые «корпоративные» мессенджеры, которые преимущественно используются для организации работы команд в компаниях.

Среди таковых нашлись Hipchat и Slack.

О первом, возможно, в образовательном контексте напишу позже, пока про Slack. Если у кого-то из читающих этот пост есть возражения, дополнения, буду за них очень благодарен: они очень ценны для освоения сервиса, пишите обязательно! ☺

Какие преимущества в сравнении с KakaoTalk мне удалось найти в Slack применительно к работе преподавателя вуза?

Начну с того, что гугление по запросу Slack for education вывело на множество упоминаний кейсов использования мессенджера в американских вузах. Нашлась даже статья в Washington Post о какой-то непотребщине в личных сообщениях преподавателей и студентов ☺)

Итак, что мы имеем

Преимущества Slack как образовательной среды

Напомню, что я сравниваю с KakaoTalk, который в свое время тоже выбрал не случайно. Slack удобен, прежде всего, для больших групп и нескольких потоков.

1. Распределение команды по каналам / потокам

Slack изначально заточен только под командную работу, т.е. переписываться в формате 1–1 можно тоже только как участникам одной команды.

При создании аккаунта вас сразу же спросят — хотите ли вы создать новую команду (team) или присоединиться к уже существующей. Других вариантов не предусмотрено. У команды появляется свой домен образца example.slack.com.

Команду я решил создавать сразу для всех студентов одного из вузов, где я работаю (и, соответственно, так же — по каждому из остальных вузов). У меня это, например, два курса, у которых четыре моих предмета.

Далее эту команду я делю на потоки (channels) по конкретным предметам. Почему так?

Если мне нужно оповестить всех студентов конкретного вуза о том, что в конкретный день я буду там доступен для пересдач и т.д., я могу отправить одно сообщение всей команде.

Каналы же позволяют организовать чат с отдельными материалами и их обсуждением по каждому предмету. Они могут быть также закрытыми и доступными только по приглашениям, в т.ч. для других участников команды, у которых нет данного предмета.

В KakaoTalk для этой задачи мне бы пришлось создавать несколько изолированных паблик-чатов, кроме того, они по умолчанию открыты для всех желающих вообще  —  кто смог бы их найти по ссылке или как иначе. Делать общие оповещения я не могу в принципе — только индивидуальные для каждого чата.

2. Личные сообщения

Direct Messages здесь есть, в отличие от KakaoTalk. Все участники команды отображаются у администратора в левой колонке под списком каналов. Есть и полный соответствующий функционал.

3. Возможность редактировать сообщения общего чата

Например, если вчера у группы было хорошее настроение, и мы совместно нафлудили в паблике, в т.ч. разными демотиваторами, после я как администратор могу удалить все лишнее.

4. Избранное / Starred items

Есть один поначалу удивляющий момент. Если вы дружите с популярными мессенджерами, то знаете, что все, что группа выкладывает в общий чат, впоследствии доступно в разделе «Альбом», «Ссылки» и т.д. Это удобно. Но только до тех пор, пока в чате не начинается флуд. Иначе в этом альбоме в том числе сохранятся и демотиваторы, и разные ссылки «just for fun».

В Slack каждый отправленный элемент можно добавить в избранное, и он появится в отдельном разделе слева. Все же файлы по умолчанию — по образцу Telegram, KakaoTalk и т.д. — в подборке не сохраняются. Таким образом, студенты могут фильтровать, что из общего чата они считают нужным сохранить, а что — нет.

5. Операции с файлами в общем чате

Каждый отправленный в общий чат файл можно:

  • подписать — например, если преподаватель отправляет фотографию кого-нибудь из классиков чего бы то ни было, он может подписать хотя бы фамилию, кто это. Впоследствии студенту будет проще повторять материал, не вспоминая, кто это и зачем эта фотка появилась в чате.
  • Прикрепить сверху чата — для повторения материала etc.
  • Установить напоминание — посмотреть файл позже, с вариантами по времени.
  • Прокомментировать — каждый конкретный файл, ссылку.
    Скачать по ссылке извне — все файлы хранятся в облаке самого Slack и доступны по ссылке извне — для всех, у кого она есть. На каждую команду (team) в бесплатном аккаунте выделяется 5 Gb пространства.

Выше я перечислил только те операции над файлами, каких нет в KakaoTalk. Возможно, в других мессенджерах, которые не подходят для моих целей по другим причинам, этот функционал как раз реализован.

6. Легкость присоединения к чату

Здесь, как и в KakaoTalk, не нужен номер телефона, только email. При этом все просто, заблудиться в этапах регистрации, мне кажется, невозможно:

Выбираем логин — аналогично пароль — ссылка на скачивание приложения —авторизация в приложении.

7. Боты и интеграция сервисов

Да, боты есть и в Telegram. Но между ними и Slack есть важная для наших целей разница. В Telegram с ботом пользователь общается в режиме 1–1. Возможно, я неправ, и вы здесь подскажете мне, что возможны и другие варианты, но вроде бы бот не может выполнять свои функции в групповом чате Telegram. В Slack же все именно так. Бот работает именно в самом общем чате.

Аналогично с интеграцией различных приложений. Есть, например, возможность подключить Google Календарь, соответственно, напоминать пользователям о событиях из него — о ближайших занятиях, которые внесены в этот календарь.

Есть боты для проведения опросов, однако пока найти что-то более-менее мощное функционально мне не удалось. Как всегда, рассчитываю в том числе и на ваши комментарии.

В бесплатном аккаунте в каждый канал можно добавить до 10 ботов / приложений.

Итог

Является ли вышеперечисленное для вас так называемыми «killer features» — не знаю. Я бы эти функции таковыми не назвал. Но в общей сложности именно из них складывается очень интересная картина. Возможно также, что среди ботов и приложений и найдется пара, действительно, крутых фишек — их каталог здесь весьма велик, и я пока еще не успел его досконально изучить. Кроме того, эта платформа уже сегодня применяется в образовании — в отличие от других популярных мессенджеров. А значит, в скором времени возможны интеграции и чего-то, действительно, важного, нужного и стоящего.

Не знаю, как вы, но я перехожу со своими занятиями на нее :)
Впрочем, есть еще Hipchat. Но о нем в следующий раз :)